В рамках ХХV Петербургского международного форума на площадке «Арктика – территория диалога» состоялось несколько сессий с участием представителей Госкорпорации «Росатом»

На семинаре по судостроению и судоремонту в Арктике выступил Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом», директор дирекции Северного морского пути. Он заявил, что потребность в строительстве грузового флота арктического ледового класса до 2030 года составит минимум 44 судна.

«Для обеспечения развития грузоперевозок по СМП к 2030 году до 150 млн тонн потребуется, как минимум 21 газовоз, 12 танкеров, 9 контейнеровозов, способных перемещать, в том числе, рефрижераторные контейнеры, 10 балкеров и 3 универсальных судна. Все они должны иметь ледовый класс не ниже Arc5», - уточнил Вячеслав Рукша.

В этот же день в рамках плана председательства России в Арктическом совете прошла конференция по развитию телекоммуникаций и цифровизации в Арктике. Заместитель директора Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко сообщил, что Госкорпорация «Росатом» работает над созданием цифровой экосистемы Северного морского пути. Она будет состоять из ядра – Единой платформы цифровых сервисов на СМП (ЕПЦС СМП) и новых источников информации, необходимых для повышения точности оценки ледовой, метеорологической и навигационной ситуации, складывающейся в акватории СМП.

ЕПЦС СМП предполагает создание единого цифрового пространства, которое позволит в режиме «одного окна» оказывать различные услуги грузоперевозчикам, судовладельцам и капитанам судов, страховщикам, и другим участникам логистического рынка на СМП. В том числе речь идет об оформлении разрешений на проход судов, мониторинге, диспетчеризации, управлении работой флота. В рамках единой цифровой платформы планируется собрать все виды информации из всех имеющихся источников, например, гидрометеорологические данные, расположение судов и ледоколов, загруженность портов. В результате пользователи получат «ледовый навигатор», позволяющий с высокой точностью проложить маршрут в изменяющихся ледовых условиях СМП.

На сессии ПМЭФ «Инвестиционные проекты в Арктике: преференциальные режимы» выступил специальный
представитель Госкорпорации «Росатом» по вопросам развития Арктики Владимир Панов. Он отметил, что совокупные инвестиции Госкорпорации «Росатом» в развитие Арктики по реализуемым проектам до 2030 года превысят 700 млрд рублей. Будет создано порядка 6 тыс. рабочих мест. Треть этих средств – обновление ледокольного флота. Еще четверть – горнорудные проекты: литиевый проект, Совиное, Павловское. Кроме того, Росатом запускает проект международного транзита, строит портовую инфраструктуру, обустраивает трассу СМП.

На панельной сессии «Тенденции климатических изменений и управление рисками в Арктике» затронули вопрос соблюдения норм экологической безопасности, как одной из приоритетных целей развития Северного морского пути и Арктического региона в целом. За 9 месяцев работы над совместным проектом ЦМИ МГУ и Госкорпорации «Росатом» команда из более чем 60 экспертов из 15 ведущих российских и зарубежных научно-исследовательских институтов, ассоциаций, объединений и общественных организаций в сфере охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия разработала программу комплексного экологического мониторинга, нацеленную на обеспечение экологической безопасности СМП как единого инфраструктурного объекта. В основу программы легли материалы предыдущих многолетних исследований арктических экосистем, данные проведённого в 2021 году пилотного экологического мониторинга, основанного как на экспедиционных исследованиях, так и на данных спутниковых исследований судовой нагрузки и загрязнений на протяжении всей акватории СМП, а также рекомендации международной группы экспертов.

«В нашей программе содержатся принципиальные рекомендации по выбору объектов и параметров экологического мониторинга, методам исследований и планам реализации работ, что позволит обеспечить ответственное экологическое природопользование и устойчивое развитие Северного морского пути. Мы уже получили поддержку от многих научно-исследовательских российских и международных организаций, что говорит о высокой оценке программы среди представителей российского и зарубежного экспертного сообщества» – отметил Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ имени М.В. Ломоносова.

Источник: https:


Вернуться назад